История авиации Криворожья

KRI
21.08.2007
136 Views

В последнюю субботу августа в Украине отмечают День авиации – профессиональный праздник военных и гражданских авиаторов, а также работников авиационной промышленности и транспорта.

История авиации Криворожья насчитывает немало ярких страниц. В годы Великой Отечественной войны наш прославленный земляк Василий Михлик стал дважды Героем Советского Союза. Две медали «Золотая звезда» и у Дмитрия Глинки. Высокого звания «Герой Советского Союза» был удостоен его старший брат – Борис. После окончания войны он стал авиационным педагогом. И только после смерти Бориса Борисовича стала известна еще одна страница его биографии.

Он был «космическим учителем», отвечал за летную подготовку первого отряда советских космонавтов. Похоронен летчик неподалеку от Звездного городка. Кстати, Криворожский аэроклуб ОСАВИАХИМа подготовил для нужд армии почти пятьсот летчиков. Десять бывших курсантов станут в последствии Героями Советского Союза.

В середине 50-х годов прошлого века Кривой Рог стал местом дислокации транспортной авиации. Но о событиях полувековой давности напоминает сегодня лишь пустующая полоса бывшего военного аэродрома.

Гражданской авиации повезло больше. Первые рейсы из Кривого Рога в Харьков и Одессу выполнялись еще в далеком 1926 году. Спустя полвека в городе был построен аэропорт «Смычка» с грунтовой взлетно-посадочной полосой. Небольшими самолетами АН-2, Ли-2, Ил-14 и Ан-24 ежегодно перевозилось около шести тысяч пассажиров. Современную воздушную гавань город обрел в январе 1979 года, когда поблизости от села Лозоватка завершилось строительство бетонной взлетно-посадочной полосы с комплексом авиационных служб, аэровокзалом, пропускная способность которого составляла 400 человек в час. Работал Криворожский аэропорт круглосуточно. Он принимал самолеты всех типов. В годы СССР воздушные лайнеры летали из Кривого Рога в десятки городов нашей страны – Москву, Казань, Киев, Одессу, Львов, Ленинград, Ригу, Сочи, Тюмень, Новосибирск… Совершить вояж по воздуху в другой город мог позволить себе почти каждый криворожанин.

В 1986 году, когда началось строительство Криворожского железорудного комбината окисленных руд (совместная стройка Румынии, Чехословакии, ГДР и Советского Союза), аэропорт получил статус международного. После развала СССР все заботы по содержанию воздушных ворот Кривбасса взял на себя город – шесть лет назад перевозка пассажиров легла на плечи коммунального предприятия «Международный аэропорт Кривой Рог». Несмотря на экономические трудности, местная власть находит средства на содержание воздушной гавани. Время от времени авиакомпании «УРГА» (Кировоград), «Мотор-Січ» (Запорожье), «Аэростар» и «Аэрочартер» (Киев) выполняют чартерные рейсы в итальянскую Анкону, Стамбул, страны Ближнего Востока… А еще аэропорт обслуживает правительственные самолеты и лайнеры, на которых прилетают в Кривой Рог футбольные команды высшей лиги. В самое ближайшее время планируется открыть воздушное сообщение с Киевом и Москвой.

В структуре аэропорта есть еще несколько самостоятельных служб, без которых деятельность воздушной гавани немыслима. Это пограничный КПП и линейный пункт милиции, таможня, санитарно-карантинная, ветеринарная, фито-карантинная и экологическая службы. Жизнедеятельность воздушной гавани немыслима без Криворожской службы обслуживания воздушного движения государственного предприятия «Украерорух», специалисты которого дают команду на взлет и посадку лайнеров.

Андрей Багряный

Author KRI